(ПМ)пиктомания знакисимволыпиктограммы меню
в начало  

назадвперед
 
СПОРТИВНЫЕ ПИКТОГРАММЫ

ОЛИМПИЙСКИЙ ОБЪЕКТ
Сергей Иванович Серов
(статья в журнале "Союз Дизайнеров", №2, 1998)
 
В этом году в Москве опять Олимпиада -- Всемирные Юношеские Игры. Первые. Россия, вспоминая, видимо, свои "спартакиады школьников", выступила с инициативой их проведения -- предприняла, как пишет пресса, "новый шаг в истории мирового спорта". В отношении дизайна спортивного праздника это оказался шаг назад.

Повсюду сегодня мозолит глаза эмблема Московских Игр: детские фигурки, как будто скачущие вниз по лестнице. Похоже на дизайн, но не дизайн. Похоже на знаковый лаконизм, но случайность соотношения пятна и фона выдает непрофессиональность безымянного автора. Похоже на лихость живого росчерка, но неуверенность линии свидетельствует о срисовывании, а не о рисовании. В очередной раз обидно за державу. Обидно за дизайнеров. Обидно за себя, что не послушался мудрого совета Валерия Акопова: "Не связывайся со спортивными властями!". Связался -- организовал дизайнерский тендер, в котором приняли участие такие звезды, как Юрий Гулитов, Юрий Сурков, Владимир Чайка. Все дизайнеры дали достойные предложения.

Но с особым блеском выступил Чайка, создавший вместо одного символа целую знаковую галактику, рождаемую элементарной исходной идеей: пять точек, расположенных наподобие олимпийских колец. Международный олимпийский комитет не разрешил впрямую использовать в символике Игр олимпийские кольца. А здесь как бы зародыши, зерна олимпийских колец. Просто и красиво!

Но самое интересное началось в вариациях на тему знака. Собранные вместе, разноцветные, модных "кислотных" цветов точки вызывают однозначную ассоциацию с "цветочком" -- символом Московского фестиваля молодежи, породившего в конце 50-х так называемый "фестивальный стиль" в прикладной графике. Соединенные между собой в букву "М", они уже литературно обыгрывают милую сердцу Юрия Лужкова идею "московскости". Заложенные на старый добрый символ земного шара, усиливают звучание другой важной идеи -- глобальности, единения людей планеты. Получилась целая серия эмблем, дополняющих основную в разных информационных ситуациях.

На базе этой эмблемы из тех же точек, соединенных штрихами молодежных граффити, у Чайки вышел человечек -- персонаж, который он назвал Юниором и предложил сделать талисманом юниорских Игр. Обычно талисман разрабатывается как отдельный символ. Но объединить два в одном -- это ведь чисто по-дизайнерски! Тем более что легко представить, как точки становятся шариками, а знак -- трехмерным. А потом следующий ход: талисман превращается в эмблему любого вида спорта. Сама собой сложилась система спортивных пиктограмм. Уже не два, а три в одном! Увы, организаторы Игр категорически заявили,что эти дизайнерские изыски спортивному миру непонятны. И пошли своим путем. Привычным.

В общем, хотели как лучше, а получилось как всегда.




Биографическая справка
Чайка Владимир Борисович
Родился 9.09.1955 в г. Капустин Яр Астраханской области.
В 1982 году окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (бывш. Строгановское).
Серебряная (1988) и Бронзовая (1994) медали. Премия имени Альфонса Мухи (1996) на Международной биеннале графического дизайна в Брно, Поощрительная премия (1992), Поощрительный диплом и Третья премия (1994) на Московской международной биеннале графического дизайна "Золотая пчела", Первая премия на Колорадской международной биеннале плаката в Форт-Коллинсе (1995), Серебряный приз Международной биеннале плаката в Хельсинки (1995).
Более 20 золотых, серебряных, бронзовых и поощрительных наград на национальных дизайнерских конкурсах. Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства. Член Союза художников и Союза дизайнеров России, Академии графического дизайна.


баннер
www.mania.ru Copyright (c) Novikov Design, 1998 www.novikov.com
поиск об узле конференции напишите